- Разновидности котлов
- Расход дизельного топлива
- Что собой представляют комбинированные котлы на газе и жидком топливе
- Для чего нужны и как применяются
- Устройство и принцип работы
- Жидкотопливные горелки для котлов
- Подготовка к растопке
- Вентиляторные горелки и управление ими
- Тяжелое дизельное топливо
- Уголь
- Торф
- В чем преимущество комбинированных котлов
Разновидности котлов
Все модели можно разделить на несколько групп в зависимости от принципа работы и используемого топлива. Существует два принципа сжигания топлива:
Котлы с факельной горелкой являются более универсальными. Чаще всего они применяются для отопления загородных домов. Они могут работать на:
- мазуте;
- дизеле;
- сниженном газе;
- отработке.
Это интересно: как сделать котел на отработанном масле.
Устройства, которые имеют предварительное испарение, не могут сжигать солярку и газ. Агрегаты для отопления можно также разделить на заводские и самодельные. Первые являются более безопасными и эффективными.
Расход дизельного топлива
Удельная теплота сгорания 1 л. дизельного топлива – 10 300 кКал или 11,9 кВт. Это значит, что для получения 1 кВт тепловой энергии, необходимо сжечь 0,084 л. солярки. Также стоит учитывать КПД, который, в зависимости от модели, в среднем составляет 90-95%, это значит, что около 5-10% тепловой энергии не передается теплоносителю.
Итого, по приблизительным расчетам, расчетам расход топлива дизельным котлом = Мощность котла, кВт / 10.
Например, согласно отзывам владельцев домов площадью 100-120 м2, Kiturami TURBO 13R потребляет от 5 до 7,5 литров дизельного топлива в сутки, в зависимости от степени утепленности дома, настроек температуры и активности использования ГВС.
Что собой представляют комбинированные котлы на газе и жидком топливе
Котлы, работающие на газе и жидком топливе – это всегда напольный котлоагрегат с чугунным теплообменником. По сути, это более универсальная конструкция стандартного газового атмосферного напольника, различие заключается лишь в съемной горелке. Для перевода котла на другой вид топлива необходимо сменить горелку. Благодаря простому внешнему креплению, производится это довольно просто, без разбора котла. Соответственно, горелки не входят в комплект поставки котла и подбираются отдельно.
Для чего нужны и как применяются
Основными причинами выбора таких котлов смешанного типа являются:
- временное отсутствие рядом с домом газовой магистрали;
- наличие свободного, но не постоянного доступа к дизелю, мазуту, отработке или не постоянной возможности приобрести его за символическую цену (у сх предприятий, автопарков и т.д.);
- экономия пространства в небольшой котельной.
Во-первых, абсолютно все модели не комплектуются горелками, их необходимо выбирать отдельно, исходя из мощности, вида топлива, характеристик и предпочтений касательно бренда. Стоимость газовых и жидкотопливных горелок бытовой мощности (до 100-150 кВт) в среднем 15-50 тыс. руб.
Во-вторых, если эффективность (КПД, расход) универсальных моделей «два в одном» в половине случаев еще может соответствовать эффективности однотопливных моделей, то за сравнимую цену можно приобрести два отдельных котла с гораздо большим функционалом. Это и более тонкие настройки, и программатор, и второй контур для подготовки ГВС, и выносные датчики температуры, прочие электронные режимы и функции.
В-третьих, небольшим бонусом в плане надежности двух однотопливных котлов является то, что при поломке одного, второй можно использовать в качестве резервного, не допуская охлаждения и замерзания системы.
Устройство и принцип работы
Особенностью таких котлов является более практичное крепление горелки, подразумевающее ее быстрый монтаж и демонтаж посредством резьбовых соединений. Газовые горелки, как правило, атмосферные, отличающиеся от стационарных лишь креплением. Жидкотопливные же горелки – наддувные. Дизель, мазут или керосин в них подаются под давлением и распыляются по всей камере сгорания.
Также жидкое топливо требует предварительного подогрева, который осуществляется непосредственно в горелочном устройстве, чем объясняются более ощутимые габариты горелки и необходимость пространстве перед котлом для ее установки. Некоторые модели такие, как Viessmann Vitorond, имеют несколько отличимую конструкцию теплообменника, где все стенки камеры сгорания – это полноценные секции теплообменника, что увеличивает КПД. Комбинированные газово-дизельные котлы исключительно энергозависимые, то есть требующие подключения к электросети.
В остальном принцип работы комбинированных котлов стандартный:
Жидкотопливные горелки для котлов
Жидкотопливные горелки |
Комбинированные горелки «газ-дизельное топливо», «газ-мазут» дороже специализированных жидкотопливных, но могут обеспечить бесперебойное теплоснабжение при смене вида топлива, например, когда дом со временем газифицируется. Такие горелки требуют настройки отдельно по каждому виду топлива, в них есть устройство – механическое или электронное, регулирующее соотношение «воздух-топливо» в подающей смеси, а в горелках «мазут-газ» предусматривается подогреватель мазута.
Собственно, жидкотопливные горелки делятся на:
– горелки с распыливающими форсунками, в том числе с паромеханическими форсунками;
Подготовка к растопке
Чтобы угольное отопительное оборудование было безопасным и эффективным, нужно обратить внимание на следующие моменты:
Описанные моменты не представляют особой сложности и позволяют сделать эксплуатацию котельного оборудования безопасной.
Вентиляторные горелки и управление ими
Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка — сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.
Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.
Универсальная горелка, способная работать на отработанном масле.
Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.
Вентиляторная горелка распыляет топливо в камере сгорания теплообменника под давлением, воздух также нагнетается
Тяжелое дизельное топливо
Тяжелые дизельные топлива имеют удельный вес от 0 85 до 0 95 в случае нефтяного происхождения и до 1 0 и выше при получении их коксованием и полукоксованием углей; сланцев и др. Чем выше удельньщ вес топлива при прочих равных качествах, тем больше в нем содержится асфальтово-смолистых веществ, являющихся в основном конденсированными ароматическими углеводородами, и тем хуже будет распыливаться и сгорать такое топливо.
Тяжелое дизельное топливо было изготовлено смешением 87 % сырой дизельной фракции ( из нефтей Среднего Востока, с 0 85 % S) с 13 % смазочного масла — MS-2075. Такая смесь была сделана, для того чтобы получить образец топлива с характеристиками, еще предельно допустимыми по техническим условиям на судовое дизельное топливо.
Влияние качества тощгив на работу распылителей. I — дистиллятное топливо. 2 -остаточное среднее. 3 — остаточное тяжелое. |
Тяжелые дизельные топлива до их использования и в процессе использования необходимо тщательно очищать от частиц кокса, механических примесей и воды. Самым надежным способом очистки топлива является центрифугирование. Этот способ очистки, широко применяемый уже несколько десятилетий, вполне оправдал себя. Иногда целесообразно применять двойное центрифугирование, чтобы первая центрифуга отделяла воду и наиболее крупные частицы, а вторая — тонкие механические примеси.
Принципиальная технологическая схема установки для двухпечного термического крекинга, реконструированной для первичной перегонки нефти ( AT. |
Тяжелое дизельное топливо выводится с 11 — й тарелки ( считая сверху) колонны 8 в новую отпарную колонну 9, в которой от него отпариваются более легкие пары.
Принципиальная технологическая схема установки двухпечного термического крекинга, реконструированной для проведения первичной перегонки. |
Тяжелое дизельное топливо выводится с тарелки 11 ( считая сверху) колонны 8 в отпарную колонну 9, в которой от него отпариваются легкие пары. С низа отпарной колонны 9 тяжелое дизельное топливо через теплообменник 22 и холодильники ( на схеме не показаны) по линии IX выводятся с установки. Мазут с низа колонны 8 прокачивается через теплообменник 23 и холодильники ( на схеме не показаны) и по линии X выводится с установки.
Зависимость нагарообразования ( массы нагара в дизеле от длительности его работы. 1 — дизельное топливо. 2 — керосин.| Зависимость массы нагара, образующегося на поршнях и кольцах дизелей, от содержания фактических смол в топливе. 1 — двигатель Д-35. 2 — двигатель ЯАЗ-204. |
Более тяжелые дизельные топлива образуют больше нагара.
В тяжелые дизельные топлива вводят несколько иной набор присадок — это деактиваторы металлов, противоизносные, противонагарные и депрессорные присадки.
Для тяжелых дизельных топлив температурные пределы кипения не имеют большого значения. В условиях работы тихоходного двигателя успевает испариться и сгореть топливо самого тяжелого фракционного состава. Однако количество неотгоняемого смолистого остатка и особенно его качество влияют на работу двигателей. Эти топлива желательно изготовлять из нефтей парафинового и нафтенового оснований, так как остатки этих нефтей содержат меньше асфальтово-смолистых веществ. Топлива из нефтей ароматического основания также могут быть использованы, но качество воспламенения и сгорания их будет ниже, так как большое количество асфальтовых и битуминозных веществ, не отделяемых центрифугированием и фильтрованием, затрудняет распыливание топлива и вызывает дымление двигателя, недогар и перерасход топлива. При распыливании смолистых топлив возникают сплошные струи, которые до окончания сгорания будут достигать днища поршня или стенок цилиндра, нарушая нормальное горение топлива и вызывая нагары.
Выход тяжелого дизельного топлива на нефтеперерабатывающем предприятии составляет только одну треть объема сырой нефти, освобожденной от легких фракций, получаемую на нефтеперерабатывающих заводах гидроскимминга.
Относительное влияние свойств. |
К тяжелому дизельному топливу относятся обычно нефтяные жидкие остаточные продукты, а также продукты коксования, полукоксования и гидрогенизации углей, сланцевые смолы и некоторые другие.
Уголь
Это природный минерал, образовавшийся за миллионы лет в различных слоях грунта из древесины и других растений. Люди научились добывать это ископаемое довольно давно и поняли его ценность в качестве энергоносителя.
В зависимости от сорта, уголь имеет очень высокую теплотворность, порядка 6800-8350 ккал/кг. Поэтому является наиболее высококалорийным твердым видом топлива. Однако, он не лишен и значительных недостатков. В первую очередь это цена, которая значительно выше чем у дров. Его стоимость можно сравнить с некоторыми видами брикетов, но, при этом, сжигание угля загрязняет окружающую среду. Высокая зольность требует очень частого обслуживания котлов, а сама зола требует утилизации.
Прежде чем решить каким углем лучше топить, посмотрим угля и теплотворность:
- Бурый уголь – до 4177 ккал/кг. Редко используется в частных домах из за сложности хранение и высокой вероятности самовозгорания.
- Каменистый уголь – 5097-6700 ккал/кг. Самый распространенный вид топлива частных хозяйствах благодаря его свойствам, среди которых и безопасность хранения.
- Антарциты – 5800-6500 ккал/кг. Промышленный вид угля.
Торф
Ископаемое, образовавшееся путем перегнивания остатков растений в условиях ограниченного доступа кислорода и повышенной влажности. Добывается в болотистой местности, затем брикетируется и просушивается. Теплотворность составляет 3511-4492 ккал/кг.
В чем преимущество комбинированных котлов
Любой из котлов является основной частью отопительной системы частного дома, не говоря уже о более сложных конструкциях районных или городских ТЭЦ. В домах с централизованным отоплением мало кто задумывается о возможностях и проблемах с подачей отопления и горячей воды, но для домовладельцев данный вопрос остается насущным и очень важным.
Система отопления должна обеспечивать удобство и уют, вне зависимости от того, какие вблизи проходят коммуникации. Малоэтажное строительство на сегодняшний момент приобретает огромные масштабы, а процесс обеспечения домов топливными ресурсами до сих пор трудно решаем в некоторых регионах страны.
Выходом из ситуации может служить универсальный котел отопления для частного дома, работающий на двух и более видах горючего. Ограничение, в данном случае, может составлять от двух до четырех видов топлива:
Внешне универсальные котлы мало чем отличается от других моделей отопительных приборов. Но внутренняя их конструкция позволяет перестраиваться с одного на другой вид топлива. Как правило, подобное оборудование имеет в своей конструкции ТЭН, одну или две камеры сгорания, комбинированную горелку, способную работать на разных видах энергоресурсов.
Универсальные котлы называют также многотопливными, или комбинированными. В зависимости от модели, они без особых сложностей и снижения показателей КПД могут перейти на работу с угля или газа на твердое или дизельное топливо. Это происходит благодаря оснащению оборудования комбинированными или сменными горелками.
Многотопливные котлы:
- экономичны – всегда есть возможность переключиться на более выгодный вариант горючего;
- безопасны – их можно устанавливать в жилых домах;
- неприхотливы – путем несложных изменений в параметрах настроек производится переориентация на другой вид топлива;
- разнообразны по размерам и дизайну – имеется возможность выбора компактного или крупного, одно- или двухконтурного оборудования, навесных или напольных моделей;
- имеют достаточно высокий КПД, обеспечивающий эффективную работу систем отопления.
Отличительной чертой универсального котла считается наличие в его конструкции разрозненных камер сгорания, отдельно – для твердотопливных материалов, отдельно – для газа, либо солярки. Если в комплектацию входит еще и ТЭН, то такой нагреватель обеспечивает высокую надежность в условиях возможных перебоев в подаче электроэнергии или несвоевременной поставке основного вида горючего.
Но приобретать комбинированный котел «на всякий случай» не имеет смысла, так как его КПД имеет более низкие показатели, по сравнению с однотопливным оборудованием.