Особенности vrv системы

Преимущества мультизональных систем Mitsubishi Heavy Ind.

Высокая энергоэффективность. В новой серии VRF-системы KXZ от Mitsubishi Heavy Industries удалось добиться значительного роста показателей энергосбережения. Доработка алгоритмов управления и инновационные изменения в конструкции оборудования позволили получить максимальный коэффициент энергоэффективности в режиме охлаждения, равный 3,9 для стандартных и 4,6 для высокопроизводительных моделей наружных блоков мультизональных систем кондиционирования. Это означает, что на каждый киловатт энергии техника выдает до 4,6 киловатт холода.


В 2015 году в линейке KX впервые представлен модельный ряд блоков с увеличенной энергоэффективностью KXZX (HI-COP). Новые мультизональные системы кондиционирования будут особенно актуальны для объектов с высоким приоритетом показателей энергосбережения.

Мультизональность. Залы торговых и деловых центров, номера гостиниц, комнаты офисных и жилых зданий, загородных домов имеют различное функциональное назначение, в соответствии с которым определяется мощность и режим работы климатического оборудования. Например, параметры кондиционирования для номеров в отеле будут отличаться от рекомендуемых показателей для ресторана или конференц-зала. Таким образом, основное требование, которое сегодня предъявляется к VRF-системам, – независимая работа каждого отдельного блока. Условие мультизональности в полной мере выполняется устройствами линейки KXZ, разработанными крупным японским концерном Mitsubishi Heavy Industries.

Безопасность и надежность. Новая серия VRF-систем Mitsubishi Heavy Industries не содержит токсичных и взрывоопасных газов, отличается экономным энергопотреблением и имеет большой рабочий ресурс. Оборудование MHI надежное и экологичное.

Удобство в эксплуатации. Компания предлагает целый ряд новых функций для пользователей, которые значительно упрощают процесс настройки режимов работы. Для управления оборудованием новой серии используется слаботочный высокоскоростной интеллектуальный способ передачи данных SuperLink-II. Оборудование может в рамках одной ветки одновременно регулировать работу 48 внешних и 256 внутренних блоков.

Проектирование системы

На первых же этапах специалисты рассчитывают параметры рефнета и трассы прокладки трубопроводов в условиях конкретного объекта. В разработке проектного решения учитываются оптимальные показатели микроклимата, параметры холода и тепловых нагрузок для каждого помещения. С помощью специальных программ также рассчитывается энергопотребление и формируется оптимальная модель тепловых режимов. Далее составляется схематичная конфигурация, в соответствии с которой будет интегрирована VRV-система кондиционирования – что это означает в плане документального представления? На сегодняшний день все еще распространены традиционные комплекты технической документации с графиками и чертежами, после ознакомления с которыми будущий пользователь дает утверждение или вносит коррективы в проект. Однако производители климатического оборудования, понимая сложность мультизональных систем, предлагают автоматизированные системы проектирования в виде программного обеспечения. Такие системы позволяют путем ввода начальных данных рассчитывать и конструировать оптимальную систему, подбирая к ней и наиболее подходящее оборудование.

Мультизональные VRV и VRF системы кондиционирования

Мультизональная система кондиционирования устроена таким образом, что может создавать подходящий микроклимат не в одной отдельной комнате или квартире, а в нескольких. Например, в многоэтажном здании или офисе. Такие кондиционеры часто устанавливаются:

  • В служебных зданиях;
  • На предприятиях;
  • В офисах;
  • В гостиницах;
  • Прочее.

Но стоит отметить, что обогревать или охлаждать все комнаты сразу способна не любая система. Это во многом зависит от конкретного производителя и модели.

Мультизональные системы бывают двух видов VRV и VRF:

  • Первая расшифровывается как Variable Refrigerant Volume была разработана в 1982-ом году. Если переводить то получается «переменный объём хладагента».
  • Расшифровка второй Variable Refrigerant Flow, что в переводе значит «переменный поток хладагента». Смысл примерно такой же, как у первой системы, но проблема в том что первая компания уже зарегистрировала свою аббревиатуру. Соответственно приходится придумывать, что то новое.

Подобные системы предполагают использование трубопроводы общей фреоновой магистрали. Это может быть и трехтрубная система кондиционирования. Внутренние блоки оснащаются специальным теплорегулирующим вентилем. Его основное назначение заключается в контроле количества хладогена, которое поступает из  трубопровода с учетом необходимой нагрузки. Именно поэтому данные системы отличаются такой точностью и эффективностью с точки зрения поддержания нужной температуры. В особенности если сравнивать их с классическими системами, в которых при регулировке могут возникнуть различные тепловые перепада, вызывая дискомфорт людей в помещении.

Что такое VRV система кондиционирования

Многие не знают, как выглядят различные системы, поэтому выбирая, часто спрашивают о vrv кондиционировании, что это. По своему принципу установки VRV система очень схожа со всеми привычными сплит системами.

Здесь так же, как и в обычном оборудовании, работа системы основана на процессе циркуляции хладагента в компрессорно-конденсаторном блоке (ККБ). Отличие у VRV кондиционеров все-таки есть. У них может быть несколько внутренних блоков. В большинстве случаев в качестве блоков выступают специальные потолочные решетки, подключенные к магистралям. Во внешнем блоке сразу несколько испарителей приходится на один конденсатор.

Оборудование VRV системы довольно мощное, поглощающее за один час работы десяток киловатт энергии. От вентилятора выделяется большой поток тепла. Звук работающего кондиционера мультизонального типа превосходит в несколько раз по количеству дБ самое мощное домашнее оборудование. Именно поэтому внешний блок системы VRV часто устанавливают минимум в 10-ти метрах от здания.

У устройства мультизонального климатического оборудования есть несколько вариаций. Они часто связаны с типом внутреннего блока. Сам блок может быть:

  • Кассетным;
  • Напольным;
  • Навесным и т. д.

Выбирая, какой вариант больше всего подойдет под то или иное помещение, обычно руководствуются пространством под кондиционер. Спросом пользуются системы с кассетным внутренним блоком. Пространства такой занимает не много, потому как выполнен в виде «заглушки». Но, несмотря на это, механизм его все равно объемен. Например, хладагент с магистралью как паутина раскинуты по всему зданию или этажу.

Что такое VRF система кондиционирования

VRF системы кондиционирования являются универсальными комплексами для работы в помещениях с огромной площадью. Особенность таких систем в том, что они способны одновременно работать и на охлаждение, и на нагрев воздуха. Средняя система такого типа способна работать в помещении объемом от 150 до 500 м2.

Система по средней рыночной цене без дополнительных вентиляционных блоков не может обеспечить все климатические параметры. Именно поэтому в большинстве случаев такие сложные системы часто приобретаются для комплексного решения одного, но глобального вопроса.

Система кондиционирования vrv является действительно мультизональной системой. Только большего размаха. Ведь она способна в каждом отдельном помещении целого здания организовать индивидуальные зоны температур.


Система автоматически перераспределяет температурные нагрузки, что позволяет комфортно чувствовать себя в каждом отдельном помещении независимо от того, находится ли комната на солнечной стороне здания. Кроме того, такой способ регулирования температурного баланса способно сэкономить потребление электроэнергии.

Основные характерные особенности

Рассматриваемое мультизональное оборудование обладает рядом характерных потребительских качеств.

  1. Предельный параметр протяженности магистрали до внутреннего модуля у разных производителей варьирует в границах 100 — 150 метров, а пороговое значение по высоте составляет 50 — 90 метров.
  2. Климат-контроль в помещениях может осуществляться с индивидуальных пультов ДУ, централизованно с компьютера со специализированным программным обеспечением или с диспетчерского пульта.
  3. Специальный электронный модуль распределяет фреон между внутренними блоками. В его конструкции предусмотрен сепаратор, разделяющий хладоагент на пар и жидкость высокого давления. Посредством BC-контроллера обеспечивается одновременная работа внутренних блоков в разных режимах.
  4. Внутренние модули удерживают заданную температуру воздуха с высокой точностью. Погрешность укладывается в интервал плюс-минус 0.5°С.
  5. Двухтрубные модификации обеспечивают одновременное охлаждение или могут работать на обогрев всех охваченных системой помещений. Здесь по трубе от внешнего блока фреон может подаваться жидким (при охлаждении) или в газообразном состоянии (при обогреве);
  6. В трехтрубных системах возврат фреона осуществляется в жидком и газообразном состоянии по отдельным трубам. При таком решении в обслуживаемых системой помещениях внутренние модули могут независимо работать в разных режимах.

Для возможности эксплуатации систем кондиционирования VRV/VRF в зимнее время некоторые фирмы-производители изготавливают модели с дополнительным оборудованием, в число которого входит:

  • инвертор — позволяет держать компрессор постоянно включенным;
  • специальный контейнер – предназначен для сохранения тепла наружного блока;
  • внутренняя дренажная система – нужна для слива конденсата;
  • дополнительные датчики и контроллеры вкупе со специальным программным обеспечением.

Особенности мультизонального кондиционирования

В сущности, компоненты оборудования для VRV-системы ничего принципиально нового не предлагают. Конструкцию составляет тот же блок с компрессором, который применяется и в моноблочных системах. Технологические особенности связаны с подходом к размещению элементов комплекса и характером взаимодействия между ними. Но для начала следует рассмотреть эксплуатационные отличия, которыми обладает VRV-система кондиционирования. Что это за система с точки зрения потребителя? Это сложный многозонный комплекс, который позволяет регулировать микроклимат в нескольких помещениях. Теоретически такая конфигурация подходит и для офисных помещений, и для обустройства производственных объектов. На практике же данной разработкой пользуются в основном при обустройстве общественных зданий и торговых центров.

4 Основные отличия и сходства двух систем

Проанализируем для начала сходства, которые имеют обе системы.

  • Использование в качестве основного вещества хладагента.
  • У каждой есть в наличии испарители
  • Обязательное присутствие магистралей с фреоном.
  • Точная регулировка температуры в отдельно взятом помещении.

Рассмотрим принципиальные отличия.

  1. 1. VRV-система, в своей деятельности основывается на изменении объема фреона. В то же время VRF-система занимается изменением потока фреона.
  2. 2. Различный срок долговечности и эксплуатации.
  3. 3. Разная возможность на подключение определенного числа внутренних модулей.
  4. 4. Длина трассы магистралей существенно отличается.
  5. 5. Небольшие отличия в стоимости и надежности объектов.

Приобретение той или иной системы может базироваться на технических возможностях осуществления проекта, индивидуальных архитектурных особенностях и просто человеческих предпочтениях.

Системы кондиционирования Daikin VRV Plus и Hi-VRV

Интеллектуальная система Hi-VRV

  • VRV — внешний и внутренние блоки системы кондиционирования VRV Plus
  • HRV — система приточно-вытяжной вентиляции с утилизацией тепла (рекуператором), объединяемая в единое целое с VRV Plus
  • D-BACS — система управления на базе PC компьютера для контроля и управления системами вентиляции и кондиционирования

Для централизованного управления системами VRV Plus и HRV разработано программное обеспечение, работающее под Windows и имеющее удобный и «дружелюбный» интерфейс. Система управления D-BACS позволяет контролировать и управлять работой кондиционерных установок VRV, системами вентиляции c регенерацией тепла HRV и другими исполнительными устройствами. Подключив все эти системы к одному компьютеру, пользователь получает полный контроль над климатом внутри всего здания. Немного о возможностях системы D-BACS

  • Общее количество управляемых блоков VRV и HRV — 256 штук
  • Объединение внутренних блоков в логические группы для удобства управления
  • Индикация состояния каждого внутреннего блока — текущий режим работы (охлаждение / нагрев / вентиляция / выключен); температура воздуха в помещении; заданная (желаемая) температура; минимально и максимально допустимая температуру в помещении (задается пользователем); разрешение / запрет управления с автономного пульта; состояние фильтра (время, оставшееся до его чистки или замены); месторасположение блока (этаж, помещение, владелец); в случае неисправности блока отображается ее код
  • Индикация состояния внешних блоков — режим работы в данный момент, температура наружного воздуха, адрес (расположение) блока
  • Задание режимов работы внутренних блоков — включение / выключение; установка желаемой температуры в помещении; разрешение / запрет управления блоком с автономного пульта (отдельно на включение / выключение / установку требуемой температуры); задание направления воздушного потока (шесть положений) для низкой и высокой скорости вентилятора
  • Оптимизация работы системы с помощью недельных и ежедневных таймеров — задается «плановое» время, к которому должна быть достигнута заданная температура. Программа сама выбирает оптимальное время запуска кондиционера в каждом помещении.
  • Оптимизация и подсчет затрат на электроэнергию с возможностью задания дневного и ночного тарифов

Единственный недостаток VRV систем — высока цена. Минимальная стоимость оборудования для комплектации полноценной VRV системы составляет 15 — 20 тысяч долларов. Поэтому применять VRV для кондиционирования, скажем, 4  —  5 комнатной квартиры нецелесообразно — традиционная система кондиционирования обойдется в несколько раз дешевле. Для таких «небольших» помещений была разработана система Super Multi Plus, занимающая промежуточное положение между VRV и мульт-сплит системами и имеющая цену, сопоставимую с ценой традиционных мульти-сплит систем.

Установка мультизональных систем

Монтаж внешних блоков осуществляется на специально подготовленное основание с виброгасящим фундаментом. При этом наружный модуль может быть размещен в техническом помещении, на крыше или на территории, прилегающей к зданию.

Монтаж фреоновой трассы и разветвителей (рефнетов). На первом этапе работ прокладывают медную трубу в теплоизоляционной оболочке. В дальнейшем по этой магистрали будет циркулировать теплоноситель. От правильного монтажа фреоновой трассы зависят последующие затраты на эксплуатацию VRF-системы, поэтому выбор диаметра труб ведется в полном соответствии с технической документацией и проектом для конкретного объекта. Установка разветвителей (рефнетов) выполняется на расстоянии, которое определено программными расчетами. На этой же стадии монтируют электрический кабель, линии связи и управления оборудованием кондиционирования.

Установка внутренних блоков. Возможен монтаж модулей напольного, настенного типа, а также кассетных моделей в подпотолочном пространстве или канальных, предполагающих разведение сети, воздуховодов. Некачественное выполнение работ на этом этапе может привести к протечке дренажа или к серьезной поломке внутренних механизмов блоков.

Монтаж дренажной системы. Прокладка трассы выполняется либо от каждого внутреннего блока на фасад здания, либо сводится в единый канал водостоков, а чтобы конденсат не замерзал, желательно предусмотреть опциональное дополнение «антилед». Кроме этого, дренаж VRF-системы может быть подключен к бытовой канализации, в этом случае переход необходимо делать через сифон.

Монтаж системы управления. На этом этапе инсталляции выполняется установка централизованного пульта для контроля и регулировки работы только наружных блоков или всей сети кондиционеров в целом. Возможен также монтаж индивидуальных пультов управления для внутренних модулей.


Сборка контура и опрессовка. После того как будет завершен монтаж внешних и внутренних блоков, выполняют подключение фреоновой магистрали. Процесс, в ходе которого трубы для циркуляции хладагента соединяются в единую трассу, называют вальцеванием. На следующем этапе работ контур тщательно проверяют на герметичность, чтобы в процессе эксплуатации избежать возможных утечек во фреоновой трассе, в местах пайки и на вальцовочных соединениях. При этом желательно оставить сеть под избыточным давлением.

Пуско-наладочные работы. На этом этапе производится вакуумирование VRF-системы специальным оборудованием для удаления влаги, неконденсируемых веществ и воздуха. Для эффективной эксплуатации кондиционеров иногда требуется дозаправка хладагентом.

Диспетчеризация. Монтаж нового климатического оборудования предполагает подключение пультов управления, шлюзов и консолей, а при необходимости установку интеллектуальной управляющей программы. Тщательно проверяется работоспособность всех компонентов мультизональной системы, качество контроля функционирования внутренних и наружных блоков, а также всего комплекса оборудования в целом.

Тестовый запуск и ввод в эксплуатацию. На данном этапе производится окончательная проверка работоспособности VRF-систем, диагностика всех ключевых параметров, обучение правилам эксплуатации лица, ответственного за оборудование. После успешной проверки техника сдается заказчику, при этом обязательно подписывается акт ввода в работу.

Проектирование, подбор и монтаж мультизонального кондиционирования – это достаточно сложный процесс, но при обеспечении профессионального подхода результат превзойдет самые смелые ожидания. Современные VRF-системы обеспечивают высокие показатели энергоэффективности, надежности и максимально возможный на сегодняшний день уровень комфорта в вопросах охлаждения и даже обогрева воздуха в помещениях.

Основные преимущества мультизональной VRF-системы Mitsubishi Heavy Industries:

  • ШИРОКИЙ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
  • ЭКОНОМИЧНЫЕ
  • ПРОДВИНУТЫ И НАДЕЖНЫЕ
  • УДОБНЫЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРОСТЫЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И МОНТАЖЕ

Принцип работы

Фасад здания, усеянный наружными блоками

Во всех системах кондиционирования есть хладагент. Это фреон. Он имеет очень низкую температуру закипания. Чтобы испаряться ей достаточно просто положительной температуры. Фреон забирает теплоэнергию из помещения и в нём становится прохладнее. Фреон превращается в пар и в этом состоянии поступает в компрессор, где под давлением, поглощённое в комнате тепло конденсируется. Затем фреон поступает в теплообменник конденсатор, где возвращается в жидкое состояние. Потом он идёт в осушитель, где из него выделяется ненужная влага (конденсат). А фреон держит путь к расширительному клапану, где размер сопла резко увеличивается, следовательно происходит снижение давления и фреон снова попадает в испаритель, где процесс начинается заново. Так, происходит охлаждение помещения. В режиме обогрева комнаты, фреон идёт в обратном направлении. Если кондиционер работает исправно, то количество фреона будет неизменно.

Всё было бы хорошо, но как уже говорилось ранее, это маломощные системы, которые не справляются с обслуживанием больших помещений. VRV-системы работают по тому же принципу, но у них более мощный наружный блок, от которого идёт сеть к множеству внутренних, расположенных в помещениях большого здания. Для этого наружный блок оснащён одним инверторным компрессором и от 1 до 3 обычных компрессоров.

В каждом внутреннем блоке мультизональной системы есть электронный расширительный клапан. Это ещё одно отличие от обычных систем. Этот клапан следит за тем, чтобы в теплообменнике внутреннего блока было нужное количество фреона для обслуживания данного помещения.

Устройство VRV оборудования

VRV система по своему принципу работы почти не отличается от всем привычной сплит-системы. Так же, как и в обычном кондиционере, мультизональное оборудование основано на процессе циркуляции хладагента в компрессорно-конденсаторном блоке (ККБ). Кондиционеры VRV отличаются только тем, что количество внутренних блоков, может быть несколько. Чаще, это даже не блоки, а специальные потолочные решетки, подключенные к магистралям. Так и во внешнем блоке устройства, на один конденсатор приходится несколько испарителей.

В обычной сплит-системе, уличный блок всегда компактен и не громок в работе. А у VRV-системы таковых характеристик не наблюдают. Оборудование такого рода мощное, поглощающее десяток киловатт электроэнергии за 1 час своей работы. Выделяется и большой поток тепла от вентилятора. Даже звук работающего мультизонального кондиционера в несколько раз превосходит по количеству дБ даже самое мощное домашнее оборудование. Поэтому система кондиционирования VRV, вернее ее внешний блок устанавливают не мене чем в 10 метрах от периметра здания.

Устройство мультизонального климатического оборудования имеет несколько вариаций. Чаще они связаны с типом внутреннего блока. Таковые могут быть: кассетными, напольными, навесными и др. Применяя тот или иной вариант для помещения, обычно руководствуются количеством пространства под кондиционер. Чаще всего, спросом пользуются системы с кассетным внутренним блоком. Таковой почти не занимает пространства и выполнен в виде устройства-заглушки. Но не все так просто, под аккуратным видом оборудования под потолком, скрыт объемный механизм. А сама магистраль с хладагентом — раскинута, как паутина по зданию или отдельному этажу.


VRV системы поглощают большое количество электроэнергии

1 Характерное устройство и особенности VRV оборудования

VRV системы по заявленному принципу работы, мало чем отличается от деятельности обычных сплит-систем. В классической VRV системе кондиционирования механизм циркуляции хладагента происходит точно так же, как и в обычной климатической технике предыдущего поколения.

Фото 1.Принцип работы VRV оборудования

Главным отличием станет мощность внешнего блока, которая позволяет подключать к нему множество внутренних модулей.

Сразу стоит заметить, что обычная сплит-система небольших размеров не выделяет много шума. Особенности VRV кондиционирования заставляют систему поглощать большое количество энергии, благодаря своей мощности и работать при повешенном шумовыделении. Из-за таких качеств наружный блок данной системы можно устанавливать только в десяти метрах от всей постройки.

Само устройство базируется на нескольких модификациях. Они бывают:

  • напольного исполнения;
  • навесного варианта;
  • кассетные.

Приобретение того или иного типа кондиционера VRV будет основано на пространственных характеристиках здания, позволяющих разместить данную систему. Любой вариант внешнего блока отличается крайней аккуратностью. Но вместе с тем к нему будут протянуты магистрали для подачи нужных ингредиентов к внутренним модулям.

Самым большим плюсом можно считать возможность соединения двух-трех внешних блоков с тридцатью или более точками внутренних элементов.

Такую дорогую по стоимости технику должны устанавливать только квалифицированные мастера. У них должны быть практические навыки, основанные на теоритических знаниях. Потому что подобный монтаж очень дорого обойдется, если возникнут ошибочные действия при установке оборудования.

Самая сложная часть монтажа заключается не в установке блоков и модулей, а именно в распределении и правильном подключении всех магистралей.

Что касается внешнего блока, то при его установке, нужно учитывать звук от двигателя, который не должен мешать людям в здании. Чем мощнее модель, тем дальше от периметра она должна располагаться. Однако существует отличный вариант месторасположения таких блоков – это крыша строения. При такой форме установки, люди в здании не будут ощущать дискомфорта. Главное – суметь закрепить оборудование именно на крыше.

Часто конструкция кровли не дает такой возможности. В принципе, можно произвести монтаж и на стену в специальном каркасе.

Для того чтобы выбрать подходящее место для монтажа нужно придерживаться нескольких критериев.

  1. 1. Особенности архитектурной конструкции строения.
  2. 2. Возможность установить блок возле здания, не захватывая чужую территорию.
  3. 3. Расстояние до жилых помещений с расчетом дальности воздействия шума.

С этим читают