Подключение задвижки водяного пожаротушения к шак спрут-2 плазма-т

Как работает электрозадвижка

А как сделать из обычной задвижки электрическую?


Довольно просто.

Путем добавления к ее конструкции червячного редуктора и асинхронного двигателя.

Поэтому электрозадвижка в пожаротушении позволит запирать

и отпирать заглушку дистанционно с прибора управления.

Схема устройства электрозадвижки приведена на рисунке ниже.

  • Давление системы в рабочем состоянии.
  • Агрессивность водного потока.
  • Окружающая среда.
  • Меры необходимой безопасности.

Электрозадвижка с электроприводом для пожаротушения позволяет

проектировщикам выполнять сложные трубопроводные развязки, когда не требуется участие диспетчера.

Привод запорно-регулировочной арматуры имеет концевой выключатель.

Он определяет положение электрозадвижки в настоящий момент.

При положениях «закрыто» и «открыто» от выключателя на центральный пульт управления поступает информационный сигнал.

Если задвижку заклинит, либо она окажется в месте перекрытия других предметов,

то ограничительная муфта защитит водопровод и все узлы сети от повреждений.

Схема расключения электрозадвижки без учета детекторов давления представлена на картинке.

Здесь сигналы, идущие от концевых переключателей, останавливают электродвигатель.

Запорная арматура находится, соответственно, в открытом либо закрытом положении.

Привод открывает заслонку до тех пор, пока кто-то не нажмет «СТОП» или концевые выключатели не разомкнут контакт K2.2.

Он отвечает за остановку механизма в открытом положении.

Также схема работает и при закрытии.

В среднем или открытом положении заслонка открывается до тех пор,

пока не нажали на «СТОП» или концевой выключатель SQ2 не разомкнет контакт K1.2,

Разновидности запорной электроарматуры

Для электрозапорной арматуры нет ограничений по диаметру трубы. Соединение с трубопроводом фланцевое.

По конструкции различают запорную арматуру:

  • Дисковую. Запорная мембрана представляет собой диск, который установлен либо под углом к потоку, либо перпендикулярно (закрытое положение). Дисковые задвижки просты в устройстве, несложны в ремонте, недороги. Экономичный вариант подобного устройства комбинированный, когда мембрана изготовлена из нержавеющей стали, а корпус из обычной. Не применяется в трубопроводах, которые находятся под высоким давлением.
  • Коническую или клиновую. Запорный механизм выполнен в виде клина с выдвижным шпинделем, который входит в клиновидное седло. Используют в трубопроводах с «чистым» носителем, поскольку устройство легко подвергается механической коррозии и выходит из строя.
  • Параллельную. Устройства имеют два параллельных седла с дисками. Различают шиберные и шланговые.

По способу расположения ходового механизма различают:

  • с выдвижным шпинделем;
  • с невыдвижным шпинделем.

Принципиально разное расположение поворотного механизма влияет на возможности сферу использования запорного устройства.

  • Резьба выдвижного шпинделя располагается вне тела задвижки. Это требует простора для установки, но защищает механизм от повреждения внутренней, часто агрессивной средой транспортируемой субстанции.
  • Невыдвижной шпиндель тот, у которого резьба ходового узла находится в любом положении (открыто, закрыто) внутри тела задвижки. Такую арматуру можно установить в ограниченном пространстве, в труднодоступном месте. Однако в процессе эксплуатации механизм подвергается разрушительному действию агрессивной среды транспортируемого вещества. Это приводит к поломкам, а ремонт осложняется труднодоступностью.

Различают следующие разновидности электропривода для запорной арматуры:

  • многооборотный;
  • интегрированный многооборотный;
  • взрывозащищенный;
  • интегрированный многооборотный взрывозащищенный.

Электроарматура запорная изготавливается как из чугуна, так и из стали. Выбирают задвижку исходя из особенностей эксплуатационных условий (температуры, давления потока).

Стальные устройства имеют перед чугунными следующие преимущества:

  • они более устойчивы для работы с высоким давлением в трубопроводе (зависит от типа запорного механизма);
  • долговечны, не подвержены коррозии (нержавейка);
  • устойчивы к гидроударам, перепадам температурного режима.

Обратите внимание! Без электрозапорных устройств функционирование современных коммуникаций жизнеобеспечения, промышленное производство (с применением транспортировки жидкостей и газов) невозможны. https://www.youtube.com/embed/tt9oZyzgMZ8

Где применимы?

Электропривод для запирающего механизма, безусловно, должен применяться на бытовых или промышленных объектах.

Но всегда ли?

Давайте разберемся, в каких видах строений нам рекомендована установка данных приборов.

  1. Административные сооружения с этажностью более 6-ти.
  2. Жилые постройки с 12-ю этажами и выше.
  3. Кинотеатры (за исключением сезонных), театры, клубы и прочие помещения с видеонаблюдением.
  4. Общественные строения (кроме общеобразовательных средних школ).
  5. Бытовые подсобные сооружения производственных предприятий объемом свыше 5000 куб. м (за исключением тех, где запрещается тушить пожар водой).

Арматура запирания устанавливается на трубы диаметром от 1,5 до 200 см.

При этом задвижка имеет одинаковый с данным участком трубы диаметром.

Также электрозадвижки используют в следующих случаях.

  • на объектах, где требуется автоматическое регулирование потока ОТВ;
  • в местах с затруднительным применением ручной регулировки;
  • в трубопроводах, которые расположены в местах, потенциально опасных для здоровья человека.
  • в водоснабжении;
  • на канализационных сетях;
  • в водоотведении.

Погружные насосы используют особый тип запорных механизмов – реечные.

Они оснащены шибером. На крупных производствах работу электрифицированной заслонки регулирует шкаф управления затвором.

Шкафы, пользующиеся стабильным спросом на рынке, выпускает НВП «Болид».

Где используют задвижки с электроприводом?

Электрифицированная арматура применяется как в бытовых, так и промышленных системах. Задвижки с электроприводом целесообразно устанавливать на трубопроводах диаметром более 50 мм, транспортирующих холодную и горячую воду, пар и технические жидкости. Однако в некоторых областях, например, в атомной энергетике, оправдано применение запорной арматуры на трубах меньшего диаметра.

Способ управления задвижкой зависит от выполняемых функций и места установки. Запорную электрифицированную арматуру применяют в промышленности в качестве активного элемента автоматической системы управления технологическим процессом. Это позволяет управлять ею не только дистанционно, но и участвовать в работе блокировок.

Запорная арматура нашла широкое применение в системах водоснабжения. Там может устанавливаться как прямопроходные, так и задвижки с суживающейся проточной частью. Однако использовать последние в магистральных трубопроводах большого (1,5-2 м) диаметра не разрешается из-за возникновения на арматуре высокого перепада давления.

В нефтегазовой промышленности задвижки с электроприводом устанавливаются на трубопроводах транспортировки продуктов добычи. Оснащение систем пожаротушения общественных зданий и промышленных сооружений позволило организовать автоматическую подачу воды к очагу возгорания по командам автоматической пожарной сигнализации.

Принцип работы

Переключение режимов осуществляется переключателем «Дистанционный»/ «Блокировка»/«Местный» с передней панели шкафа управления. В режиме «Блокировка» пуск электродвигателя невозможен. В режиме работы «Местный» управление электроприводом осуществляется кнопками «Открыть», «Закрыть», «Стоп» на передней панели шкафа. В режиме работы «Дистанционный» управление задвижкой осуществляется по внешним сигналам управления, поступающим от прибора пожарного управления (ППУ) или прибора приёмно-контрольного пожарного (ППКП) любого типа, а также от устройств дистанционного пуска (УДП). При этом открытие задвижки возможно одним из двух способов: — подачей на клеммник шкафа управляющего напряжения 24В постоянного тока от внешнего источника питания. Например, через потенциальный выход ППУ или ППКП; — подачей на клеммник шкафа управляющего напряжения 24В постоянного тока от встроенного в шкаф источника питания, путём замыкания внешнего «сухого контакта». Например, через беспотенциальный выход ППУ/ППКП или контакты УДП. Закрытие задвижки происходит при снятии управляющего напряжения с клеммника шкафа. Задвижка открывается или закрывается до срабатывания концевых выключателей. При этом на передней панели шкафа управления загорается соответствующая индикация и замыкаются контакты диспетчеризации. В случае заклинивания задвижки по сигналу от моментных выключателей происходит аварийный останов электропривода. При заклинивании задвижки, обрыве линий связи с электроприводом, коротком замыкании, перегрузки по току, перегреве электропривода (при подключении термоконтакта) замыкается контакт диспетчеризации «Общая неисправность» и загорается соответствующая индикация на передней панели шкафа.

Клапаны

На клапанах мы остановимся подробнее.

Причина в том, что их очень часто применяют на АУП.

Назначение этой конструкции преимущественно регулировочное.

Клапанами в основном регулируют мощность напора на выходе ОТВ из водопровода.

Выделяют обратный клапан и регулировочный.

Первый используется для сброса избыточного давления в системе, второй управляет потоком.

Имеют конструкцию, принципиально отличную от первых двух рассмотренных видов.

Распространены нижеприводимые типы клапанов.

  1. Электромагнитный клапан.
  2. Дренчерного типа.
  3. Клапан понижения давления.
  4. Клапан перекрытия.

Все виды отличаются по внутреннему строению.

Разберемся в каждом из них более детально.

Электромагнитный клапан

Первый тип, иначе называемый соленоидный, контролирует скорость тока жидкости в трубе. Они получили название «электромагнитные», т.к. в основе работы лежит электромагнитная катушка. Он включает:

  • крышка;
  • корпус;
  • уплотнитель и мембрана;
  • шток;
  • плунжер;
  • электрическая катушка.

Корпус обычно выполняется из латуни, чугуна, стали или пластика.

Штоки и плунжеры должны изготавливаться из магнитных материалов. Мембраны – это полимеры типа NBR, EPDM, FKM. Такие устройства могут перекрыть мощный поток всего за 2-3 секунды.

Применяются в отопительных системах, кухнях ресторанов, канализации, орошении, моечных системах, точно дозировании.

По способу соединения с трубопроводом это может быть фланец или резьба.

По виду включения и отключения делятся на подвиды прямого или пилотного действия.

Сама катушка бывает переменного или постоянного тока.

Дренчерный клапан

Клапан дренчерный может иметь пневматический, электрический или гидравлический привод.

У клапанов диафрагменного типа основные элементы — крышка, мембрана и корпус.

Крышка с мембраной образуют запорную камеру.

Такой аппарат равномерно распределяет давление на запирающую область.

Приводится в действие давлением жидкости в подводящем водопроводе.

Гарантирует четкую работу при пожаре.

Самым популярным устройством из этого вида является дренчерный клапан «ПИЛОТ КСД», который имеет гидравлический мембранный привод.

Включает манометр, сигнализатор давления, кран подачи воды, фильтр и пр. может находиться в рабочем и дежурном режимах.

Нижний порог рабочей температуры + 4 С. Рабочее давление (PN) 16 бар.

Время полного перекрытия потока от 2-х секунд.

При работе жидкость из камеры запоры сбрасывает в дренажный отсек.

Давление в камере падает, поэтому мембрана открывает проход в выходную полость, а затем жидкость поступает в питающий трубопровод.

Сможет применяться в спринклерных или дренчерных установках пенного, водяного пожаротушения.

Механизм перекрытия концентрата обеспечивает дистанционную подачу или остановку раствора в трубопровод.


Имеет полимерное покрытие для защиты от коррозии при взаимодействии с пенообразователем.

В системе предусматривается бак пенотушения.

Быстро открывается, имеет простую конструкцию.

КД-КПК подойдет для работы при максимальном расходе ОТВ и потерях давления.

Обратный клапан

Клапан снижения давления пропускает жидкость в одном направлении и препятствует ее движению в обратном.

Является арматурой прямого действия.

Нормальная величина перепада давления на данном типе запора от 0,01 до 0,03 МПа.

Различают обратные клапаны и обратные затворы.

Запорный механизм у первых выполнен в виде золотника, а у вторых имеет вид круглого диска.

Такой вид клапанов применяют в блоках фильтрации, гидроприводах из нескольких насосов, с замкнутой циркуляцией, гидролиниях с однонаправленным движением потока.

Клапаны данного вида, а также дренчерного типа (например, тот же «ПИЛОТ КСД») в комплексе с обвязкой трубопровода способны обеспечить срабатывание пожарной сигнализации при сработке системы пожаротушения.

Задвижки

Самый распространенный вид запора.

Перекрывает поток перемещением регулировщика ортогонально водопроводу.

Принцип работы: преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное.

Используются в системах с давлением до 25 МПа и температурой до 565 С.

Применяются в системах ЖКХ, при подаче газа, воды, в нефтепроводах.

Изделие идеально подходит для систем с высокой скоростью потока.

Главные преимущества.

  • Простой внутренний механизм.
  • Небольшая длина.
  • Широкая область применения.
  • Малое сопротивление.

Негативные стороны задвижек тоже стоит привести.

  • Время, расходуемое на открывание и закрывание достаточно велико.
  • Немалая строительная высота (больше диаметра трубы).
  • Быстроизнашивающиеся уплотнители.

Они не применяются для регулировки, т.к. большая скорость ОТВ может деформировать запорную пластину. Классифицируем мы наши задвижки следующим образом.

  • Шиберная задвижка.
  • Параллельная задвижка.
  • Клиновая задвижка.
    • Двухдисковый клин.
    • Жесткий клин.
  • Шланговая задвижка.
  • Упругий клапан.

Для каждой разновидности задвижек характерны плюсы и минусы при эксплуатации и монтаже.

Так, материала изготовления влияет на конечную работу в разных параметрах среды.

Чугунные задвижки рассчитаны на давление 1.6 МПа в АУП или другой установке.

Типовые схемы подключений.

Казалось бы — какие проблемы, если существуют подробные схемы подключения и даже рекомендации по подключению.

Рекомендации по подключению для управления задвижкой и копия.

Изучив приведенную выше документацию приходим к вот таким схемам подключения однофазной задвижки к шкафу управления однофазной задвижкой.

Типовая схема подключения к шкафу управления из паспорта на ШАК:

Цепи управления из внутренних схем соединения ШАК:

Типовая схема подключения задвижки из паспорта задвижки:

Микровыключатели положения задвижки:

1КВО/1КВЗ Конечные микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

1ВМО/1ВМЗ Муфтовые микровыключатели открытия/закрытия.

2КВО/2КВЗ Микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

Электрозадвижка поставляется с не настроенными кулачками момента срабатывания микровыключателей 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ — их настройка требует внимания и терпения.

Из схемы соединений внутри задвижки мы видим, что в цепь управления задвижкой включены прерыватели — микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 1ВМО/1ВМЗ, которые прекращают движение задвижки.

Конечные микровыключатели 1КВО/1КВЗ требуется настроить и они прерывают цепь питания двигателя при достижении крайних положений.

Муфтовые переключатели 1ВМО/1ВМЗ срабатывают от черезмерного усилия при достижении задвижкой состояния упора и вот как это описано в паспорте задвижки:

Червячный вал силовой передачи сбалансирован с двух сторон тарельчатыми пружинами, которые позволяют обеспечивать допустимую величину крутящего момента, развиваемого электроприводом.


Элементы двухсторонней муфты перегруза позволяют автоматически отключать электродвигатель привода при аварийных ситуациях (по превышению крутящего момента выше номинального).

Не во всех модификациях задвижки присутсвуют муфтовые микровыключатели 1ВМО/1ВМЗ — в маломощных задвижках часто они отсутствуют.

Если неправильно настроить микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ задвижки без муфтовых микровыключателей 1ВМО/1ВМЗ, то двигатель задвижки может сгореть.

Из схемы соединений ШАК мы видим, что входные клеммы 1-2,3-4 для подключения концевых переключателей задвижки предназначены просто для отключения цепей управления задвижкой. Но ведь обрыв цепи управления уже реализован внутри задвижки.

Таким образом может показаться (и может так и есть), что достаточно просто подключить задвижку к выходу управления задвижкой, замкнув входные клеммы 1-2,3-4 ШАК для концевиков положения задвижки перемычками.

А микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 2КВО/2КВЗ подключить в сигнальные шлейфа прибора управления комплекта «Спрут-2» для диспетчеризации и сигнализации.

Действительно, не помешало бы формировать сигналы «Внимание — задвижка открыта» и «Внимание — задвижка не закрыта» — вдруг кто случайный откроет задвижку и уйдет

Электрозадвижки в пожарных установках – виды и применение

Повышенные требования к запорной арматуре трубопроводов предъявляются при проектировании АУП в многоквартирных домах, производственных объектах, социальных учреждениях, торговых комплексах и других крупных строениях.

Во многих случаях нормами регламентируется обязательное использование во внутреннем пожарном водопроводе задвижки с электрическим приводом.

  • Пункт 7.2.8 документа СП 30.13330.2012 указывает, что запорный механизм на обводной линии счетчика должен быть оснащен электроприводом для автоматического или ручного дистанционного запуска. Поэтому электрическая задвижка лучше всего подойдет под этот пункт норматива.
  • П. 4.2.7 правил СП 10.13130.2009 говорит, что открытие электроприводной задвижки и пожарного крана или запуск насосов должны происходить одновременно. Значит вместе с активацией главных элементов противопожарного оборудования, должны открываться запорные механизмы.

Функции и принцип действия

Задвижки с электроприводом выполняют обычные функции запорной арматуры – запорную и регулирующую:

  • перекрывают трубу полностью или частично;
  • открывают просвет трубы для высвобождения потока.

Функционирование запорного устройства, приводящегося в действие электрическим приводом, осуществляется в трёх режимах:

  • наладочном;
  • автоматическом;
  • дистанционном.

Наладочный режим функционирования используют после установки или замены (ремонта). Здесь последовательно подаются команды (замыкают контакты) на электропривод, которые он «запоминает» и в дальнейшей эксплуатации использует. Наладку работы электропривода осуществляют после установки, при ручном регулировании крайних положений (открыто\закрыто).

Автоматический режим — это режим функционирования запорного устройства, когда электропривод настроен на перемену параметров потока, его давления, температуры. Изменение параметров фиксирую специальные датчики. Они же «подают сигнал» на контролирующую схему, замыкаются контакты, подаётся магнитный Электропривод устанавливает перекрывающий механизм в требуемое положение.

Дистанционный режим – это когда работа электропривода задвижки регулируется с пульта управления оператором в ручном режиме.

Обратите внимание! Каждая задвижка, оснащённая электроприводным устройством, остаётся доступной для ручного управления. https://www.youtube.com/embed/c38-NoAvf20

Общие принципы работы

Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.

Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.

Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.

Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.

Внимание! Чугунные устройства 31ч6бр могут использоваться как для запирания, так и для регулирования расхода, движущегося на достаточно большой скорости потока среды, стальные изделия имеют запирающий орган, который может находиться только в крайних положениях «закрыто» — «открыто», применяются для отсекания потока. Подвижная часть затвора в зависимости от модификации задвижки различается по форме

В основном запорный орган имеет вид:

  • клина;
  • прямоугольной пластины (шибера);
  • диска (одного или двух).

В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.

Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.

Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.

Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.

Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.

Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.

Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.

Где используют задвижки с электроприводом

Установить запорную арматуру, которая приводится в действие электрическим током, можно как на бытовой трубопровод, так и на промышленные коммуникации, магистрали. Вариативность диаметра труб от 1,5 см до 200 см. Задвижки имеют тот же диаметр, что и участок трубы, на который они устанавливаются.

Установка запорных устройств с электроприводом целесообразна в местах, где ручное управление потоком затруднено.

Их используют:

  • в местах, где доступ для ручной регулировки затруднён;
  • на трубопроводах, находящихся в местах, представляющих опасность для здоровья человека;
  • на участках, нуждающихся в автоматическом регулировании.

Задвижки применяют для регулирования, открывания, закрывания потоков жидкостей, газов. В строительстве это коммуникации жизнеобеспечения:

  • водоснабжения (ДУ 50, ДУ 32);
  • водоотведения (ДУ 50, ДУ 100);
  • канализации (ДУ 100).

Особые, реечные задвижки с электроприводом используют в погружных насосах для автоматизации регулировки подачи воды. Запорное устройство оснащено шибером.

В промышленности задвижки с электроприводом позволяют автоматизировать подачу, отведение жидкостей, газов в автоматическом режиме. Работа электрозадвижки осуществляется через коммуникационный шкаф.

Обратите внимание! Задвижки с электроприводом без специальной защиты не устанавливают во взрывоопасных трубопроводах, помещениях


С этим читают