Ремонт циркуляционного насоса для отопления своими руками: основные неисправности и их устранение

Причины и устранение неполадок

  • насос включается, но ротор не работает. Если главный элемент циркуляционного оборудования отказывается вращаться, то самой очевидной причиной являются неполадки с поставкой электропитания. Например, если в сети часто происходят скачки напряжения, то предохранитель в насосе начинает плавиться, тем самым размыкая электрическую цепь. Решение проблемы в данном случае состоит из двух действий. Во-первых, наладьте работу сети. Во-вторых, замените предохранитель на новый. Если же с ним изначально все в порядке, то тщательно осмотрите остальные элементы, отвечающие за получение электропитания устройством. При обнаружении повреждений провода или выключателя их также следует заменить. Использовать в сломанном виде их категорически нельзя, так как это может привести и к полной поломке оборудования, и к получению вреда для здоровья хозяев. Еще один момент, который следует проверить — это то, в каком состоянии находится обмотка электромотора. Здесь важен показатель сопротивления, который измеряется с помощью мультиметра. У некоторых моделей ротора он должен составлять от 10 до 15 Ом, у других — от 35 до 40 Ом. Это зависит от конкретного оборудования. Сопротивление, присущее нормально работающей обмотке обычно указано в технической документации, прилагаемой к устройству. Если же мультиметр при проверке выдает бесконечность или что-то около нуля, то это значит, что обмотка вышла из строя, и этот элемент придется менять;
  • насос перегревается. В норме температуры этого устройства и трубы должны совпадать. Если вы обнаружили, что насос значительно горячее необходимого, то тому может быть несколько причин. Первая из них — неправильно выполненный монтаж. В этом случае вы будете наблюдать перегрев сразу же, как только установили новый насос. Исправить это можно единственным образом — заново все разобрать и собрать так, как надо. Второй причиной может быть засорение устройства. Чаще всего это свойственно отопительным системам, в обустройстве которых используются элементы, подверженные коррозийным процессам — например, трубы из стали низкого качества. Частицы ржавчины, образующейся на внутренних стенках, иногда отваливаются, и теплоноситель несет их туда, куда идет сам — в том числе, и в циркуляционный насос. Если последний забивается, то ему приходится применять больше усилий, чтобы обеспечить нормальный ток жидкости, отсюда и возникает перегрев. Проблема решается прочисткой фильтра, установленного внутри устройства, а также всех элементов оборудования, куда забилась грязь. Третья возможная причина перегрева — недостаточное количество или полное отсутствие смазки на подшипниках. Это приводит к ухудшению их работы и к истиранию элементов. Решение проблемы очевидно — нужно смазать детали заново. И четвертая причина перегрева, о которой стоит упомянуть — это слишком малое напряжение в электросети. Для того чтобы насос нормально работал, ему необходимо 220 В. Если вы обнаружили, что в вашей сети напряжение меньше, то с циркуляционным оборудованием разбираться бесполезно — корректируйте поставку электропитания;
  • теплоноситель циркулирует с недостаточным напором. Это тоже говорит о каких-то неполадках в работе оборудования. Как и в случае с перегревом, важную роль здесь может играть засорение элементов конструкции. Метод исправления все тот же — прочистка. Также, если в вашей сети напряжение не 220 В, а 380 В, обязательно проверьте правильность подключения насоса. Часто бывает так, что электропровод подсоединен не к той фазе, отсюда и проблемы с мощностью оборудования.

осмотр циркуляционного насоса


Кстати, вы можете значительно облегчить себе жизнь, если изначально приобретете оборудование с датчиками перегрева и сухого хода. Они будут отслеживать состояние дел и при возникновении проблем сразу же отключать насос, сигнализируя вам тем самым о неполадках. Такой подход поможет избежать серьезных ремонтных работ, ведь чем раньше обнаружена неисправность, тем меньше ущерба будет нанесено оборудованию.

Уверены, что теперь вы легко справитесь и с разборкой, и с ремонтом циркуляционного насоса. Для закрепления информации посмотрите еще и видео, ссылка на которое расположена ниже. Успехов!

Как можно устранить типичные неисправности циркуляционных?

Давайте посмотрим, как именно они могут выражаться и что следует делать пользователю в той или иной ситуации.

Итак, основные неисправности циркуляционных помп и способы их устранения.

В этом случае первым подозреваемым является плавкий предохранитель, если, конечно, в вашей модели таковой установлен. Он чутко реагирует на скачки напряжения, которые в загородной местности, увы, не редкость, и при малейшей угрозе двигателю плавятся, размыкая электроцепь. После замены предохранителя насос вернется в работоспособное состояние.

Если предохранитель оказался целым, следует «прозвонить» сетевой провод и электропроводку, а также проверить состояние предохранителя или автоматического выключателя в распределительной коробке. Возможно, он или какой-то участок провода нуждается в замене.

Если и с проводкой все в порядке, возможно, сгорела обмотка электромотора. Ее состояние проверяется путем измерения сопротивления (используем мультиметр). При подключении к контактам рабочей обмотки прибор должен показать 10 – 15 Ом.

У некоторых насосов помимо рабочей имеется еще и пусковая обмотка. Ее сопротивление должно составлять 35 – 40 Ом.

Если на дисплее измерителя вместо указанных цифр отображается «бесконечность», значит тестируемая обмотка перегорела. Если же показания мультиметра, наоборот, стремятся к нулю, значит имеет место межвитковое замыкание. В таком случае при попытке включить насос в щитке будут срабатывать предохранители.

Причиной «забастовки» насоса может быть и пробой неполярного конденсатора, имеющегося в цепи пусковой обмотки. В исправном состоянии он имеет емкость в пределах 10 – 40 мкФ. Если показания измерителя отличаются от нормальных, деталь нужно заменить.

Браться за самостоятельный ремонт электрической части можно, имея достаточный опыт в таком деле. В большинстве же случаев приходится доверяться специалистам.

Насос гудит, но вал с рабочим колесом не вращается

В такой ситуации насос обязательно нужно отключить, иначе может сгореть обмотка двигателя. Причин возникновения такой поломки может быть несколько:

  1. Как уже говорилось, вал может быть застопорен из-за длительного простоя. Также и крыльчатка, не работающая долгое время, может прилипнуть к корпусу. В такой ситуации нужно разобрать насос и провернуть вал принудительно. Чтобы у пользователя была возможность сделать это, на валу имеется насечка, за которую можно зацепиться отверткой. Если обнаружить ее вам не удалось, разберите нагнетательный механизм и поверните вал, взявшись за саму крыльчатку.
  2. Рабочее колесо может оказаться застопоренным из-за попадания в камеру постороннего предмета. Удалив его, вы возобновите работу системы.

Чтобы впредь подобного не случалось, установите на входе в насос фильтр-грязевик.

Работа насоса стала сопровождаться непривычным шумом

Именно так может проявлять себя воздух, скопившийся в системе. Для его удаления рациональнее всего снабдить отопительный контур автоматическим воздухоотводчиком. А пока его нет, воздух придется стравливать вручную. Сразу после этого насос шуметь перестанет.

Во время работы помпа сильно вибрирует

Если вы наблюдаете такое явление, есть смысл проверить состояние подшипника. Скорее всего, он изношен и нуждается в замене.

Подшипники всегда устанавливаются на вал и в посадочное отверстие с натягом, иначе говоря, запрессовываются.

На заводах и в мастерских для этого используют специальный инструмент – съемник.


Домашние умельцы, не располагающие такой штуковиной, выбивают подшипники осторожными ударами деревянного молотка или изготавливают примитивный съемник самостоятельно. Он состоит из пары пластин с отверстиями, в которые продеваются две шпильки с гайками. Одну пластину упирают в торец вала, другую – в подшипник (она одевается на вал, для чего в ней проделывается отверстие соответствующего диаметра), после чего нужно поочередно и очень постепенно закручивать гайки на шпильках.

Вибрация насоса также может быть вызвана чрезмерной кавитацией. Для решения этой проблемы нужно добиться увеличения давления на входе в агрегат, подняв уровень теплоносителя в контуре.

Основные неисправности циркуляционного насоса отопления

Составные части циркуляционного насоса

Многие типовые неисправности отопительного оборудования можно наладить собственными силами. Достаточно иметь представление о конструкции насоса, набор инструментов и минимальные знания в области ремонта

Также важно знать, как разобрать циркуляционный насос отопления. Прежде, чем восстанавливать повреждения, проверьте электропитание

Напряжение должно соответствовать заявленному в техническом паспорте.

Ниже приведены распространенные неисправности насоса отопления, их причины и методы решения проблем.

Проблема №1. Шумит насос отопления

Причины: Методы устранения:
1. Насос долго простаивал и вал двигателя окислился ● разборка насоса отопления начинается с отключения подачи электроэнергии;● освободить насос и прилегающие трубопроводы от остатков теплоносителя;● снять фиксирующие корпус насоса винты и двигатель;● разбираем электродвигатель и ротор;

● необходимо, упираясь в рабочую насечку, провернуть рукой ротор.

2. Посторонний предмет блокирует колесо ● отключить отопительный прибор;● из насоса и прилегающих трубопроводов удалить теплоноситель;● снять фиксирующие корпус винты и двигатель;● достать инородное тело;

● вставляем сетчатый фильтр, чтобы защитить входной патрубок от грязи и накипи.

Проблема №2. Оборудование не вращается и не издает характерных звуков

Тестером проверьте электропитание и напряжение на клеммах, а также правильно подсоедините устройство к питанию. Многие модели имеют плавкий предохранитель, который быстро перегорает от скачков напряжения. Решение вопроса — замена предохранителя.

Проблема №3. При включении циркуляционный насос шумит

Когда в трубопроводе скапливается воздух появляется нехарактерный шум. Решение проблемы — выпустить воздух из труб. Если в верхней части трубопровода установить автоматический узел, воздух будет выпускаться автоматически.

Проблема №4. Отопительное оборудование не включается

Проблема в электропитании. Проверяйте фазы и предохранители. Если осмотр не исправил ситуацию, вероятнее всего сгорела обмотка привода. В этом случае самостоятельный ремонт невозможен.

Проблема №5. Насос включается, но отключается через пару минут работы

Если провода подсоединены неправильно, тогда необходимо осуществить ремонт циркуляционного насоса своими руками. Загляните в клеммную коробку и проверьте соединение проводов по фазам. Также, если контакт вашего предохранителя слабый, его необходимо снять и прочистить все зашлакованные элементы.


Проблема №6. Сильная вибрация насоса

Наиболее распространенная причина ремонта насоса отопления своими руками — амортизация подшипника. Замена детали устраняет неисправность.

Проблема №7. Недостаточный напор насоса

Причина: Методы устранения:
Колесо и лопасти вращаются в неправильном направлении проверить правильность подключения фазы
Вязкость воды из-за засорения фильтра промыть фильтр, удалить грязь и накипь

Профилактика и обслуживание

Долгий срок службы и безотказная работа возможна лишь при соблюдении должных условий эксплуатации и регулярной профилактики насоса. Под обслуживанием подразумевается периодический осмотр и чистка насоса. Осмотр на предмет отклонений в работе следует осуществлять хотя бы раз в квартал, то есть два раза за отопительный сезон. Чистку желательно выполнять раз в два-три года в зависимости от качества воды и условий, в которых функционирует насос.

В течение всего периода эксплуатации желательно периодически проверять работу насоса:

  • Места подсоединения проверяются на предмет протечки. При выявлении заменяются прокладки и уплотнители (пакля, ФУМ-лента и т.п.).
  • Визуально проверяется наличие и состояние заземления.
  • Звук работающего двигателя не должен сопровождаться лязгами или ударами, посторонними звуками.
  • Двигатель не должен сильно вибрировать.
  • Проверяется давление в линии и его соответствие номинальному.
  • Корпус должен быть чистым и сухим. Если это не так, то следует провести внешнюю чистку, проверку электронного блока на предмет залива и устранить причину, по которой насос оказался мокрым.

Примерно раз в два-три года желательно выполнить чистку насоса, включая все его элементы. Это касается только моделей с возможностью разборки. Есть насосы с запрессованным или цельным, сварным корпусом, не предполагающие ремонта или разборки. Такие агрегаты работают на отказ и после заменяются на новый в сборе. Желательно доверить эту работу сервисному центру. Однако при наличии навыков и инструмента можно выполнить все самостоятельно

  • шестигранный ключ;
  • шлицевая отвертка (плоская) на 4 и 8 мм;
  • отвертка крестовая.

Перед разборкой насоса с системы сливается вода или дренируется отдельный участок, в котором задействован насос, демонтировать его и после уже приступать к разборке.

  1. Шестигранным ключом или крестовой отверткой откручиваются 4-6 болтов по периметру корпуса двигателя в месте соединения с ракушкой насосной части.
  2. Снимите ракушку, при этом крыльчатка останется на валу ротора вместе с двигателем.
  3. По периметру найдите четыре дренажных отверстия. С помощью узкой шлицевой отвертки понемногу по периметру поддевайте рубашку отсека двигателя под крыльчаткой. В результате вал с ротором и крыльчаткой выйдут из пазов и стакана статора. Помочь себе можно, если открутить защитную пробку с внешней стороны насоса, вставить в прорезь на торце вала отвертку и легкими ударами выбивать вал из опорного подшипника.

Разбор на этом завершен. Теперь следует очистить поверхность ротора, крыльчатки и внутреннюю поверхность ракушки от налета и накипи, если она есть, только не повредив поверхность деталей. Использовать грубый абразив не допустимо. Действовать лучше щеткой с полимерным жестким ворсом. Помочь могут чистящие средства, содержащие слабый раствор соляной кислоты. В крайнем случае, применяется самый мелкий наждак – «нулевка».

Для насосов с мокрым ротором, важно проверить чистоту канала внутри вала и дренажные отверстия, расположенные в защитной рубашке, разделяющей зону насосной части и двигателя. Жидкость к ротору поступает как раз через эти отверстия и после возвращается по внутреннему каналу, если они забиты – страдает охлаждение двигателя

Для насосов с сухим ротором важна гидроизоляция опорного подшипника. Если обнаружена протечка от блока насоса в блок статора, то следует заменить полностью все прокладки и уплотнители внутри аппарата.

Проверяется состояние подшипников, на которых опирается вал. Если они уже порядком разбиты, потребуется их замена, что в домашних условиях сделать предельно сложно, придется обращаться в сервисный центр.

Все уплотнители и прокладки внутри насоса следует проверить на износ и при необходимости заменить новыми. Как только все элементы очищены и проверены, выполняется сборка в обратном порядке.

Необходима чистка циркуляционного насоса

Конструкция

Почти все циркуляционные насосы центробежного типа. В них имеется крыльчатка, закрепленная на валу двигателя и помещенная в специальную камеру «ракушку». Вход в ракушку располагается в центре, тогда как выход представляет собой внешний край раковины с каналом, отходящим по окружности по направлению движения крыльчатки. Двигатель раскручивает крыльчатку, и вода под воздействием центростремительной силы устремляется от центра к краям раковины от входа к выходу.

Конструкционные элементы насоса:

  • насосная часть, раковина и крыльчатка, закрепленная на валу;
  • электродвигатель;
  • блок электронного управления.

Износу больше всего подвержена подвижная часть насоса – вал двигателя и крыльчатка, а также подшипники, на которых они закреплены.

Возможные поломки и способы их устранения

Итак, если все же с вашим циркуляционным насосом приключилась беда, и он отказывается работать, то попробуем отремонтировать агрегат своими руками.

Если насос издаёт гул, но рабочее колесо не вращается

Причинами могут быть следующие моменты:

  • Наличие постороннего предмета в зоне рабочего колеса;
  • Окислился вал ротора вследствие длительного простоя агрегата;
  • Нарушение подачи электропитания к клеммам механизма.

В первом случае нужно аккуратно снять насос с системы отопления и раскрутить корпус в области рабочего колеса. При обнаружении инородного предмета, устранить его и провернуть вал руками. При сборке насоса в обратном порядке необходимо установить на патрубок надежный фильтр.


Если де имеет место быть окисление, то его хорошо зачищают, смазывают все движимые элементы рабочего узла и собирают насос в обратном порядке.

Если де проблема в качестве подачи электропитания, то придётся проверить напряжение при помощи тестера. Сначала на всех участках кабеля и при обнаружении порыва или неисправности полностью заменить последний. Затем, если кабель окажется в порядке, проверить напряжение на клеммах. Если тестер показывает бесконечность, произошло замыкание. Если показывает меньшее напряжение, значит, случился обрыв обмотки. И в том и в другом случаях производят замену клемм.

Если агрегат вообще не подаёт признаков жизни

Такое может случиться, если в сети отсутствует напряжение. При помощи тестера проверяют напряжение и при необходимости устраняют неполадку.

Кстати, рекомендуется защитить насос от перепадов в сети при помощи установки надежного стабилизатора. Такой ход позволит также защитить насос от сгорания плавкого предохранителя, который выходит из строя в результате постоянных перепадов давления в сети.

Если насос включается, но потом останавливается

Причинами могут являться:

  • Наличие накипи между движущимися элементами агрегата;
  • Неправильное подключение помпы в районе клемм.

В первом случае придётся разобрать насос и проверить его на наличие накипи. В случае обнаружения известковый налёт удаляют и смазывают все стыки между ротором и статором.

Если же накипи нет, то проверьте плотность предохранителя на агрегате. Следует снять его и хорошенько прочистить все зажимы. Здесь же стоит проверить правильность подключения всех проводов в клеммной коробке по фазам.

Если насос издаёт сильный шум при включении

Причиной этому является присутствие воздуха в замкнутом контуре. Необходимо выпустить все воздушные массы из труб, а в верхней части трубопровода смонтировать специальный узел для предотвращения образования воздушных пробок.

Еще одной причиной может стать износ подшипника рабочего колеса. В этом случае нужно разобрать корпус агрегата, проверить подшипник и при необходимости заменить его.

Если насос шумит и вибрирует

Скорее всего, дело в недостаточном напоре в системе. Необходимо добавить воды в трубы или повысить давление в области входного патрубка помпы.

Если все же напор мал

Здесь стоит проверить направление вращения рабочего узла в корпусе помпы. Если колесо крутится неверно, то, вероятно, была допущена ошибка при подключении устройства к клеммам по фазам в случае использования трехфазной сети.

Еще одной причиной снижения напора может стать слишком высокая вязкость теплоносителя. Здесь рабочее колесо испытывает большое сопротивление и не справляется с поставленными задачами. Придётся проверить состояние сетчатого фильтра и при необходимости прочистить его. Также нелишним будет проверить сечение труб входного и выходного отверстия и при необходимости установить верные параметры работы помпы.

Заключение

Мы весьма поверхностно рассмотрели лишь две схемы подключения из бесчисленного множества возможных. Хотите узнать больше о схемах монтажа циркуляционных насосов? Посмотрите видео в конце статьи. Возможно, нужную информацию вы обнаружите там.

Ремонт циркуляционного насоса своими руками — пошаговая инструкция

Циркуляционные насосные устройства являются очень популярными у владельцев частных домов и дачников. Ассортимент насосного оборудования довольно широк, но общие принципы устройства одинаковы. Такое оборудование может останавливаться от незначительных поломок. Отвезти сломавшийся насос в сервисный центр? Это стоит денег, да и во многих регионах обслуживающих компаний просто нет. Поэтому хозяйственный владелец дома должен знать, как произвести ремонт циркуляционного насоса своими руками.

Чтобы понять, как самостоятельно разбирать, обслуживать, ремонтировать циркуляционный насос необходимо знать его устройство. Такое оборудование устроено следующим образом:

  • все узлы и механизмы размещены в корпусе , который изготавливается из стали (преимущественно нержавеющей), алюминиевых и других сплавов;
  • внутри корпуса расположен электродвигатель с ротором ;
  • на роторе устанавливается колесо с крыльями – крыльчатка , которую обычно производят из технических полимеров.

Принцип действия насосов циркуляционного типа

После включения электрической цепи, двигатель начинает вращать ротор с укрепленной на ней крыльчаткой. В центральную часть насоса подается жидкость. Лопасти вращаются и отбрасывают воду или другой теплоноситель к внешней части корпуса. Под действием центробежных сил жидкость двигается и попадает в выходной патрубок насоса.

Виды циркуляционных насосов

В настоящее время на рынке присутствует два основных типа циркуляционных насосных устройств.

  1. «Мокрого типа» — в таком оборудовании ротор полностью погружен в перекачиваемую жидкость. Существенным плюсом такой конфигурации является охлаждение трущихся и нагревающихся частей контактом с жидкостью. Такое оборудование тише работает и меньше стоит. При его установке необходимо выдерживать заданное производителем положение корпуса (обычно горизонтальное), так как ротор должен быть полностью погружен в жидкость. Также устройства «мокрого типа» более просты в обслуживании, но очень чувствительны к отсутствию жидкости в системе (работа «насухо» может быстро вывести насос из строя).
  2. «Сухого типа» – в таких устройствах двигатель насоса вынесен в отдельный отсек или модуль, а передача вращающего момента на ротор производится через приводное устройство (муфту). Насосы «сухого тип» более эффективны, но и имеют более сложное устройство. «Сухой» насос может работать без повреждений и при отсутствии жидкости в системе, но такая работа приведет к повышенному износу привода.

Также циркуляционные насосы можно разделить на типы по способу исполнения:

  • моноблочные;
  • консольные, состоящие из отдельных блоков.

Как правильно эксплуатировать циркуляционный насос

  1. Никогда не включайте насосное устройство без жидкости в трубопроводах отопления.
  2. Держите объем воды, перекачиваемый насосом, в пределах эксплуатационных характеристик. Превышение или понижение объемов перекачиваемой воды, относительно показателей, указанных в техническом паспорте, недопустимы. Если насос предназначен для перекачивания от 5 до 100 литров воды в час — перекачка 3 или 103 литров воды сильно изнашивает его.
  3. Если ваш насос длительное время простаивает, то раз в месяц включайте его примерно на четверть часа. Это поможет предотвратить окисление движущихся частей и последующее их повреждение.
  4. Поддерживайте температуру в трубопроводах водоснабжения не более 65 градусов. При превышении температуры теплоносителя, осадок может привести к повреждению движущихся деталей насосного устройства. Температура воды свыше 65 градусов (например, 70-80°С) способствует быстрому износу оборудования.

С этим читают